Все о кондиционерах. Кто придумал кондиционер? Когда был изобретен кондиционер

История кондиционеров на том принципе действия, который широко используется сейчас, связана с именем американского инженера Уиллиса Кэрриера. Это его именем называются популярные современные кондиционеры марки Carrier.

Текст : Наталья КОНОПЛЕВА.

Кондиционер — это просто «холодильник наоборот»

Началось все с того, что владелец Бруклинской типографии в Нью-Йорке пожаловался на высокую влажность и жару в помещении, из-за которых типографская краска расплывается на бумаге. Он был озабочен, как понизить влажность в типографии.

Молодой инженер Кэрриер решил использовать для решения этой проблемы физическую закономерность — при понижении температуры воздуха его влажность снижается.

Кэрриер был знаком с конструкцией промышленных холодильных машин, и за короткий срок он построил электрический аппарат, в корпусе которого размещались охлаждаемые холодильной машиной змеевики. Было это в 1902 году.

Первая установка Кэрриера уменьшила влажность в типографии на 55%. «Аппараты для третирования воздуха», как загадочно назвал их Кэрриер, были установлены для осушения воздуха на хлопкопрядильных, текстильных и макаронных фабриках.

Вскоре один инженер-текстильщик ввел термин «кондиционирование воздуха», поскольку понятие «кондиционирование» использовалось в процессах обработки пряжи и тканей. И лишь потом обратили внимание, что новый аппарат не только осушает воздух, но и охлаждает его. Тому уже больше ста лет.

В 1929 году Кэрриер разработал бытовые кондиционеры для охлаждения и осушения воздуха в частных домах. Были созданы новые конструкции аппаратов уменьшенных размеров и уменьшенной мощности.

Тогда же Кэрриер стал устанавливать в своих кондиционерах воздухоочищающие фильтры. Потом появилась функция согревания воздуха, и так далее.

Но принцип действия, который Кэрриер использовал в своей первой установке в 1902 году, остается неизменным и на сегодняшний день. И принцип этот такой же, как у бытового холодильника.

Тем не менее даже технически грамотные люди часто демонстрируют непонимание, а из него следует недоверие и многие предрассудки.

Вот как действует кондиционер, который можно назвать «холодильником наоборот».

При работе в режиме охлаждения воздух из помещения засасывается вентилятором через воздушный фильтр во внутренний отсек, очищаясь при этом от пыли. Сжатый компрессором перегретый хладагент фреон тем временем поступает в конденсатор — длинную зигзагообразную трубку.

Здесь он частично отдает свое тепло в окружающую среду (на улицу). После пропускания через расширяющий клапан давление фреона резко понижается, он поступает в испаритель, где закипает и испаряется, превращаясь в газ.

На испарение требуется много тепловой энергии. Она отбирается от омывающего испаритель воздуха, при этом на испарителе конденсируется часть влаги. Очищенный, охлажденный и подсушенный воздух снова поступает в помещение.

А забранная из воздуха теплота уносится циркулирующим по змеевику (конденсатору) фреоном и выбрасывается наружу здания. Испарившийся фреон вновь засасывается компрессором, и цикл повторяется.

И еще о родстве холодильника и кондиционера. Есть бородатый анекдот про чукчей: «Ну зачем они покупают холодильники?! А затем, чтобы в них греться: на улице -40 градусов, а в холодильнике +4!».

На самом деле холодильник может только создавать заданную разность температур в сторону понижения и не способен обеспечить в холодильной камере температуру выше наружной. Он извлекает избыточное тепло из холодильной камеры и выбрасывает его наружу.

С точки зрения физики анекдот неправильный, но остроумный. Зато кондиционер — это «вывернутый наизнанку» холодильник, тепловой насос, который извлекает тепло из наружного воздуха и передает его внутрь дома, в строгом соответствии с циклом Карно (изучали в школе!).

Даже если на улице минусовая температура, в воздухе предостаточно калорий по сравнению с абсолютным нулем космического пространства. Так что чукчи действительно могут греться от холодильника, если он запущен «наоборот». Большинство современных кондиционеров могут перекачивать энергию в двух направлениях: и на охлаждение, и на обогрев.

Правда ли, что кондиционеры охлаждают воздух?

Это далеко не вся правда. Если заглянуть в англо-русский словарь, то слово «to сondition» означает: приводить в желаемое, нужное (хорошее) состояние. Словом, доводить воздух в помещении до кондиции.

Ведь воздух в помещении нередко бывает слишком теплым либо слишком холодным, слишком влажным или чересчур сухим. Воздух может быть загрязнен пылью, болезнетворными бактериями, аллергенами, спорами плесени. Все это весьма ощутимо вредит нашему здоровью.

Современный кондиционер призван привести воздух, которым мы дышим в помещениях, в «кондиционное состояние» по всем этим показателям.

Начиная с 1902 года, когда был создан первый аппарат, выполнявший только функцию осушения воздуха, кондиционер постепенно приобретал новые функции. К 1958 году он уже мог охлаждать, осушать и очищать воздух с помощью фильтров.

В 1958 году был выпущен первый кондиционер, способный работать и на холод, и на тепло. Вот вам четвертая функция: обогрев воздуха при необходимости. В моделях новейших поколений есть также функция ионизации воздуха, пятая.

А теперь появляется все больше моделей, способных обогащать воздух кислородом. Это шестая функция. Самые передовые фирмы выпускают кондиционеры с датчиками содержания в воздухе углекислого газа и с функцией удаления излишков CO2. Вот функция номер семь.

Кроме того, любой кондиционер может работать в качестве вентилятора. Это еще одна функция, восьмая. Словом, современный кондиционер заменяет целый комплект климатической техники для обработки воздуха и улучшения экологии наших домов.

Так что утверждение о том, что кондиционеры только охлаждают воздух, изначально не соответствовало действительности.

То, что кондиционер необходим лишь в жаркое время года, — тоже заблуждение. Например, в Скандинавии с ее прохладным климатом и коротким летом кондиционерами оборудованы практически все офисы и многие жилые дома. Они служат здесь не столько для охлаждения воздуха, сколько для создания комфортных микроклиматических условий в помещении круглый год.

Сегодня недостаточно, чтобы кондиционеры просто охлаждали или согревали воздух. Они должны обеспечивать: оптимальную температуру; комфортную влажность; чистоту и подвижность воздуха; бесшумную работу; высокую степень надежности; простоту технического обслуживания; выполнять целый ряд специальных программ. И при этом кондиционеры должны идеально вписываться в интерьер помещения.

В незапамятные времена люди спасались от жары под сенью пальм. Благо было их тогда больше, чем людей. Вскоре пальм на всех хватать перестало, - человеческое племя быстро плодилось и умножалось. Однако пращуры не растерялись, и стали растаскивать деревья на веточки. Так появились первые опахала.

История кондиционера: от пальмовой ветви до наших дней

Греческая мифология предлагает нам менее прозаическую версию появления веера. Согласно ей, в Психею, жену бога любви Эроса, влюбился бог ветра Эол. Вероломно воспользовавшись отсутствием ужасно занятого Эроса, Эол проник в комнату к спящей Психее и начал ее целовать и миловать. Но тут, как водится, вернулся муж. Увидев рядом со спящей супругой постороннее божество, Эрос распустил руки и оторвал у наглого Эола кусок его крыла. Бедняга взвыл от боли! Психея проснулась, вырвала из рук мужа пучок перьев и начала кокетливо ими обмахиваться, дабы скрыть конфуз…

Так или иначе, но довольно далеко от Греции, в Китае опахало знали уже в начале второго тысячелетия до нашей эры. Знанием гордились, а потому кому попало опахало не выдавали — только царственным и к ним приближенным особам. Китайские императоры даже написали специальный кодекс, который определил, кому каким веером владеть. Монаршей семье полагалось опахало, богато украшенное золотом и нефритом. Мандарины (сановники) «довольствовались» опахалом из серебра и слоновой кости. А самым простым был веер китайского ученого — из вощеной бумаги.



Из Китая вееры попали в Старый свет. Их завезли предприимчивые португальские купцы в середине XVI века. Европа с радостью взяла новинку на вооружение. Вооружались веерами, конечно, не гвардейцы кардинала, а благородные дамы — некоторые из них владели целым арсеналом этих модных аксессуаров. Екатерина Медичи, например, имела более 900 таких «игрушек», и каждая была настоящим произведением искусства! Веер стоил так дорого, что одна из знатнейших дам того времени, герцогиня Мантуанская, при нужде в деньгах просто отдавала свое опахало под залог в банк…



Шли годы. Человечество по-прежнему обмахивалось веерами. И делало бы это и впредь, не зашагай по свету широкой поступью научно-техническая революция. Были изобретены такие замечательные вещи как паровоз и автомобиль…

Однако оставим одного на рельсах, а другого на трассах, и обратим взор на устройство, принесшее намного больше пользы в деле создания адекватного климата. В 1735 году закончилась эпоха мальчиков-пажей, чей рабский труд безжалостно использовали разнообразные дамы и господа, заставляя беспрестанно обмахивать себя опахалами. В тот памятный год в здании английского парламента установили первое в истории механическое опахало, приводимое в движение паровым двигателем. Никаких мальчиков устройство не требовало: только воды и угля. Неудивительно, что вскоре оно стало широко использоваться не только в Англии, но и по всей Европе. Устройство назвали вентилятором.

Свой вклад в исследование вентиляции внесла и Россия. Вернее, гениальный русский ученый Михаил Ломоносов. В своем труде «О вольном движении воздуха в рудниках примеченном», вышедшем в1763 году, он изложил «теорию естественного движения воздуха под влиянием погоды и времен года». На родине труд Ломоносова остался незамеченным, но им с радостью воспользовалась Европа, подуставшая от грохота паровых вентиляторов. В 1810 году в одной из лондонских больниц впервые была применена научно рассчитанная система естественной вентиляции. Скоро (в 1815 году) эта система была запатентована. Но сделали это отчего-то не англичане, а находчивый француз Жан Шабаннес. Свой метод естественной вентиляции он назвал «кондиционированием зданий». Так в лексикон вошло слово «кондиционировать», означающие «приводить что-либо в соответствие с определенными требованиями или нормами». Правда в наши дни, употребляя словосочетание «кондиционированное помещение», мы скорее думаем о прохладе, а не требованиях или нормах.



Пока во Франции оформляли патенты и делили шкуру неубитого медведя, в Англии вовсю кипела научная мысль. В её авангарде находился великий британский физик, химик и изобретатель Майкл Фарадей. Изучая состояния вещества, он переводил жидкости в газообразное состояние, и обратно. Экспериментируя с аммиаком, ученый убедился: это вещество, испаряясь, поглощает тепло. Стоило ли столь значимое открытие пары отмороженных пальцев, неизвестно. Но принцип работы кондиционера и холодильника был открыт: в одной части двусторонней системы, вещество, испаряясь, поглощает тепло. В другой же, возвращаясь в жидкое состояние, выделяет его в окружающую среду.

Осталось только собрать работающий агрегат. По всему миру начались эксперименты. В США их проводил некто Джон Горри, практикующий врач. Доктор пытался охладить воздух в больничных палатах и облегчить тем самым страдания больных желтой лихорадкой. Некоторых успехов он добился, создав в 1844 году машину для изготовления искусственного льда. Лед из машины Горри можно было использовать для охлаждения помещений, но кондиционером в сегодняшнем понимании это изобретение, конечно же, не являлось.



Лишь в 1902 году инженер Уиллис Карриер изготовил первый образец охлаждающей воздух машины. Это чудо техники было установлено в одной из бруклинских типографий. Если вы думаете, что сердобольный владелец печатни так решил позаботиться о своих работниках и улучшить условия их труда, — вы ошибаетесь. Охлаждающий воздух агрегат был смонтирован, чтобы уменьшить влажность воздуха (на влажной бумаге краска сохнет очень медленно). А влажность, как известно, уменьшается при снижении температуры. Но прохлада, о которой меньше всего думал типографский делец, обернулась для него дополнительной прибылью. Рабочие, печатавшие в комфортных условиях, стали меньше уставать, тиражи значительно выросли.

И пошло-поехало… Уже через год подобный аппарат был установлен в Кельнском театре, где посетители стали сопереживать страстям на сцене в прохладе и комфорте. Не отставал и Новый свет. В 1924 году кондиционер установили в детройтском универмаге. Народ повалил туда толпой; система кондиционирования еле справлялась, но благодаря приятной прохладе оборот заведения вырос за несколько дней чуть ли не в три раза! Примеру универмага последовали банки, кинотеатры, общественные туалеты…

В 1928 году было кондиционирован американский Конгресс, а в 1929-м и Сенат США.



Поначалу люди просто наблюдали за всем этим кондиционированным великолепием, посещая точки общепита и кинопросмотра. Но вскоре кое-кому захотелось иметь кондиционер у себя дома. А когда есть спрос — предложение появится. В 1929 году компанией General Electric был выпущен первый комнатный кондиционер, предок современных агрегатов. В принципе, эта машина была прообразом сплит-системы — её компрессор и конденсатор крепились на улице. Сделано это было ради безопасности. В изделии General Electric использовался аммиак, весьма опасный для человека, поэтому содержащие его элементы устройства были вынесены подальше от людей. Увы, такое решение не всегда помогало. За недолгое время использования аммиачных кондиционеров было зафиксировано несколько случаев со смертельным исходом — аммиак взрывался. Слава прогрессу, длилась эта вакханалия недолго. В 1931 году решением проблемы стал новый хладагент — фреон. Он не взрывался, не был токсичным, и необходимость выносить содержащие фреон элементы кондиционера на безопасное расстояние отпала. Поэтому все части агрегата были тотчас собраны в одном блоке. Так появился оконный кондиционер, быстро завоевавший популярность в Америке.



США долгое время лидировали и в производстве кондиционеров. После Второй мировой войны производство этих машин в США особенно разрослось. Увеличился экспорт в Европу (там, на разоренных второй мировой войной территориях, выпускать кондиционеры было просто негде). Воспользовавшись доминирующим положением, американские монополисты быстро взвинтили цены, их кондиционеры стали удовольствием недешевым. И тут на рынок Европы вышла возрождающаяся Япония. Изделия японских фирм Toshiba и Daikin, оказались дешевле, и совершенней американских. Более того, японцы сделали свои агрегаты еще доступнее, построив свои заводы в Европе (например, завод Daikin, в Бельгийском Остенде). Постепенно это привело к тому, к чему и должно было привести — увеличению спроса на японскую продукцию и смене лидера. Вытеснив Америку, японские производители стали конкурировать на рынке кондиционеров между собою, попутно совершенствуя свои изделия. На ближайшие десятилетия вся история развития кондиционеров практически свелась к борьбе двух азиатских титанов.

Так, в конце 50-х японская компания Daikin выпустила на рынок бытовой кондиционер, оснащенный тепловым насосом. Это устройство не только охлаждало, воздух, но и могло обогреть помещение.

В Toshiba тоже не дремали. В 1961-м концерн реанимировал уже подзабытую сплит-систему. «Раздельные кондиционеры» оказались значительно тише своих одноблочных собратьев. Шумный компрессор в такой системе вынесен на улицу. Еще одним несомненным удобством сплит-системы стала возможность установки внутреннего блока в любом месте, а не только в оконном проеме.



В 1969 году от Daikin последовал, как сейчас модно говорить, ассиметричный ответ. На рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком могло работать сразу несколько внутренних — мультисплит-система. Сперва внутренних модуля было всего два, но шли годы… Теперь их может быть и 3 и 4 и даже 6!

Стоит ли говорить, что гордая Toshiba не смогла просто снести неожиданную пощечину от конкурентов? В стерильных цехах под сенью сакуры гении научно-технической мысли снова взялись за разработку новых моделей кондиционеров…

Давайте временно оставим их за работой, и перенесемся на просторы нашей, в прошлом советской, Родины. Как ни удивительно, кондиционеры нужны были и в СССР — темпы строительства коммунизма требовали некоторого охлаждения пыла народных масс. В 1975 году, с помощью японской фирмы Hitachi в столице советского Азербайджана, городе Баку было налажено производство бытовых кондиционеров. Выпускались эти кондиционеры, названные «БК» (Бытовой Кондиционер), лишь в одном варианте, оконном, но он был глотком свежего воздуха для советских граждан, мучимых жарою. Громоздкий, шумный и дорогой (стоил 350 рублей!), этот кондиционер пользовался в СССР бешеной популярностью — других просто не было. «БК» можно было встретить не только в Советском Союзе. Изделия из Баку экспортировались в страны соцлагеря, на Кубу, и даже в Австралию! До сих пор на многих окнах висят кондиционеры с берегов Каспия, и кажется, что даже время над ними не властно. Но, как это не печально, бакинский завод не оставил глубокого следа в деле мирового кондиционеросторения.



Впрочем, не только в СССР, но и в Америке и Европе тоже особо не утруждали себя высокими технологиями. Поэтому мы снова возвращаемся в Японию. В 1977 году Toshiba представила широкой общественности кондиционер с микропроцессорной системой управления. Однако это, пожалуй, была лишь артподготовка. Четыре года спустя эта же фирма вышла на рынок с предложением, от которого невозможно было отказаться. Был запущен в серию аппарат с регулируемой частотой вращения компрессора. Другими словами, это означало появление инверторного кондиционера. В отличие от традиционного, где двигатель компрессора имеет два режима работы — «вкл.» и «выкл.», у инвертора, после того, как воздух в помещении приобрел необходимую температуру, мотор внешнего блока не выключается. Он просто снижает обороты и поддерживает температуру на требуемом уровне. Это существенно экономит электроэнергию, до 45 процентов, в зависимости от модели кондиционера.

В Daikin удар выдержали. В 1982 году эта фирма устроила премьеру принципиально нового типа кондиционера — VRV (Variation Refrigerant Volume, изменяемый уровень хладагента). Эта система кардинально отличалась от инверторной. С достижением заданной температуры воздуха, кондиционеры от Daikin снижали не обороты двигателя, а регулировали количество фреона, поступающего в охлаждающий контур. Идею подхватили и другие производители, но, поскольку название VRV было запатентовано Daikin, стали наименовать её VRF (Variation Refrigerant Flow, изменяемое течение хладагента).



Но тут неожиданно выяснилось, что благодаря фреону, жизнь на Земле оказалось под угрозой. Ученые обнаружили в атмосфере озоновые дыры и пришли к выводу, что виновником этих катастрофических прорех является используемый в кондиционерах и холодильниках хладагент фреон. Во имя спасения всего живого, в 1987 году наиболее экономически развитыми странами был подписан Монреальский протокол. Он предусматривал поэтапную замену фреона на безопасные для атмосферы Земли хладагенты. Производителям кондиционеров пришлось переходить на новые вещества, постепенно заменяя ими привычный фреон. Но окончательно от него планируется избавиться лишь к 2014 году…

Впрочем, развитие науки сейчас происходит такими темпами, что за ним не успевают сами научные работники. Даже им трудно себе представить, какими станут привычные для нас вещи через семь лет. Хочется верить, что недалек тот час, когда кондиционеры будут размером с пуговицу, да и стоить будут не дороже. Будем надеяться, что жить в эту пору прекрасную нам все же придется.

История систем кондиционирования воздуха, на самом деле, насчитывает несколько тысячелетий. Сначала это были обычные опахала и веера, затем намного позже вентиляторы на паровых двигателях, еще чуть позже была изобретена система естественной вентиляции, и уж совсем недавно появился электрический кондиционер, историю которого мы сейчас и расскажем.

Открытие хладагента

Вообще принцип работы кондиционера впервые был открыт великим и неповторимым Майклом Фарадеем . В своих исследованиях ученый часто использовал аммиак, который задолго после его широко применялся в холодильных установках. Так вот именно известный английский физик и экспериментатор обнаружил, что при переходе аммиака из жидкого состояния в газообразное (процесс испарения при нагревании) он достаточно активно поглощает тепло. При обратном же превращении (из газа в жидкость) – наоборот выделяет.

Открытое Фарадеем явление в 1851 году использовал американский практикующий врач и по совместительству изобретатель – Джон Горри. Занимаясь врачебной практикой в жаркой Флориде, он так переживал за комфортное состояние своих пациентов, что решил построить машину для производства льда. Изобретатель даже получил патент на свое ноу-хау, но использовать его в коммерческих целях и тем самым создать первый в мире кондиционер ему так и не удалось.

Первые охлаждающие воздух машины

Лишь спустя два десятилетия в 1902 году другой американский изобретатель Уиллис Карриер создал первую в мире, охлаждающую воздух машину, которую можно в принципе считать первым в мире промышленным кондиционером. Правда изначально машина была призвана вовсе не охлаждать воздух, а снижать его влажность в помещении типографии в городе Бруклин. Но, как оказалось в последствие, она не только создавала комфортные условия для печатных изданий, но и стала настоящим спасением для рабочих типографии.

Кондиционер Карриера имел такой ошеломляющий успех, что спустя всего лишь год его стали устанавливать в театрах и супермаркетах. В 1928 году машину для охлаждения воздуха установили в здании американского Конгресса, а еще через год – в здании Сената.

Первый бытовой кондиционер

Первый бытовой кондиционер, так называемая «сплит-система», который частично располагался внутри помещения и частично снаружи, был создан компанией General Electric в 1929 году . Такая конструкция, которая очень популярна и сейчас, на самом деле не была данью моды. Дело в том, что в первом бытовом кондиционере в качестве хладагента использовался все тот же аммиак, уникальные свойства которого были открыты Фарадеем. Но поскольку это вещество в газообразном состоянии очень опасно для здоровья человека, то инженеры General Electric решили вынести испаритель и конденсатор на улицу. Так и получилось два блока – прототип современной сплит-системы.

Первый бытовой моноблочный или оконный кондиционер появился лишь спустя пару лет в 1931 году . В нем в качестве хладагента использовался более безопасный фреон, поэтому разделять прибор на два блока не было смысла. Именно оконный кондиционер завоевал у потребителей ошеломляющую популярность. Он был прост в установке и обслуживании, надежен в работе и неприхотлив к условиям окружающей среды.

Первый греющий кондиционер в конце 1950-х годов выпустила японская компания Daikin. Прибор имел тепловой насос и мог не только охлаждать, но и нагревать воздух. Массовый же выпуск позабытых на некоторое время сплит-систем начался лишь в 1961 году , когда японская компания Toshiba создала первый современный кондиционер с двумя отдельными блоками. Благодаря этой разработке пользователи избавились от шума, который издавали оконные кондиционеры.

Первый мультиблочный кондиционер (мульти-сплит система) с одним внешним и несколькими внутренними блоками появился в 1968 году . Первые бытовые кондиционеры на просторах бывшего Союза стали производить в 1975 году в городе Баку. Они собирались по лицензии японской фирмы Hitachi. Это были однотипные моноблочные агрегаты, отличавшиеся лишь размерами и мощностью.

Широкое распространение систем кондиционирования воздуха (позволяющих не только охлаждать его, но и очищать от влаги и посторонних запахов) началось в 30-е годы XX века. Сперва кондиционеры в массовом порядке устанавливались в деловых и административных зданиях в США, в частности в знаменитых нью-йоркских небоскребах.

В середине 30-х "кондеи" перекочевали на транспорт. Причем отнюдь не на частный. В те годы на Ближнем Востоке весьма популярным видом пассажирского междугородного сообщения были автопоезда: грузовики с полуприцепами, оборудованными под пассажирский салон. На таких автопоездах, курсировавших по маршруту Багдад - Дамаск, и появились первые автомобильные кондиционеры. Весьма логично: в пустынной местности система охлаждения воздуха в салоне - вещь едва ли не первой необходимости!

Провал в тридцатых и сороковых

Первый же серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам.

Во-первых, "кондей" на том Паккарде предлагался исключительно в качестве опции. Причем не просто дорогой, а очень дорогой: цена ее оставляла 274 доллара. По тем временам это была треть цены новой легковой машины среднего класса в США!

Во-вторых, никакой автоматикой в управлении первым автомобильным кондиционером, как говорится, и не пахло. Чтобы немного охладить салон в жаркую погоду, водитель должен был остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования.

В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и "съедали" едва ли не половину полезного объема багажника.

В общем, сколь-нибудь популярной эта опция так и не стала, и буквально спустя два года после премьеры Паккарда с кондиционером предлагать ее перестали. Идею, однако, подхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler, и в 1941-1942 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок.

В годы Второй мировой войны процесс усовершенствования автомобильных кондиционеров прекратился (производителям, по понятным причинам, было не до того).

Второе рождение кондиционера

И лишь в середине 50-х в этой области произошел прорыв. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной.

Соответственно, и популярность "кондеев" в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90% легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы Второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х.

Когда кондиционер появился у нас?

В СССР системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто. "Первопроходцем" стал ЗИЛ-111А, запущенный в серийное производство в 1959 году. Автомобиль оснащался кондиционером советской разработки. А вот "Чайка" второго поколения (ГАЗ-14), выпущенная в 1977 году, получила уже зарубежную систему кондиционирования.

Массовому же покупателю отечественных авто кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах "кондеи" появились в прайс-листах на различные модификации "Волги" 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Как он устроен?

Принципиальная схема работы автомобильного кондиционера не менялась примерно с 50-х годов (когда появились компактные подкапотные установки). Появлялись лишь разного рода дополнительные фильтры, системы автоматизированного управления, улучшалась эффективность и долговечность "кондеев".

Один из основных компонентов системы - компрессор, который, собственно, и "прогоняет" по ней хладагент. В роли последнего выступает, как правило, фреон. Работает компрессор от двигателя: через ременной привод. Именно поэтому кондиционер и отбирает мощность у мотора, а также увеличивает расход топлива.

Компрессор сжимает фреон, отчего тот разогревается, и направляет в конденсатор. Там фреон охлаждается от вентилятора, проходит через трубки конденсатора, переходит в жидкое состояние, а отдаваемое им тепло отводится в атмосферу.

После этого хладагент проходит через систему очистки и подается в испаритель, где он начинает кипеть, переходит в газообразное состояние и при этом сильно охлаждается. Именно этот холод с испарителя и подается в салон при помощи вентилятора, а охлажденный фреон снова поступает в компрессор, и описанный цикл повторяется.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Фото: classicandperformancecar.com

В чём отличие кондиционера от климат-контроля?

От климат-контроля кондиционер отличается тем, что последний управляется механически и "ведает" лишь охлаждением воздуха. Тогда как "климат" управляется автоматически (электроникой) и не только охлаждает, но еще и подогревает воздух, а также в определенных пропорциях смешивает его теплые и холодные потоки.

Именно поэтому при наличии климат-контроля водителю достаточно лишь выставить нужную температуру в салоне. Владельцу же машины с простым кондиционером необходимо его постоянно включать и выключать вручную.

Где он есть и где его нет?

В наши дни "кондеи" устанавливаются даже на "бюджетные" седаны и хэтчбеки, в том числе и отечественные. Однако в разряд обязательного базового оснащения кондиционер переходит только на моделях класса D и выше. В машинах классом и двумя ниже за "кондей" нужно либо доплачивать, либо покупать автомобиль в более дорогой комплектации, в которую он уже включен.

Среди популярных у нас моделей гольф-класса кондиционера в "базе" не имеют, в частности, Ford Focus, Chevrolet Cruze, Skoda Octavia; из моделей класса B – Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris.

Мало кто знает, что слово кондиционер впервые было произнесено вслух еще в 1815 году. Именно тогда француз Жанн Шабаннес получил британский патент на метод «кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях». Однако, практического воплощения идеи пришлось ждать достаточно долго.

Только в 1902 году американский инженер-изобретатель Уиллис Карриер собрал промышленную хо­лодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Самое любо­пытное, что первый кондиционер пред­назначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, здорово ухудшавшей качество печати.

Правда, уже через год аристократия Европы, посещая Кельн, считала своим долгом посетить местный театр. Причем, живой интерес публики вызывала не только (и не столько) игра труппы, а приятный холодок, царивший в зрительном зале даже в самые знойные месяцы. А когда в 1924 году система кондиционирова­ния была установлена в одном из универмагов Детройта, на­плыв зевак был просто умопом­рачительным. В считанные дни оборот универмага вырос более чем в три раза!

Эти первые аппараты и стали предками современных систем центрального кондиционирова­ния воздуха. Уже в те годы су­ществовали водоохлаждающие машины - чиллеры, внутренние блоки - фанкойлы и нечто, напоми­нающее современные центральные кондиционеры.

Со временем появлялись более совершенные компрессоры, в каче­стве хладагента стал использоваться фреон, а фанкойлы стали похожими на внутренние блоки сплит-систем. Однако принципиальная схема работы традиционных центральных систем кон­диционирования осталась неизменной и по сей день.

«Ископаемым» предком всех совре­менных сплит-систем и оконников может считаться первый комнатный кондици­онер, выпущенный компанией General Electric еще в 1929 году. Поскольку в качестве хладагента в этом устройстве использовался аммиак, пары которого небезопасны для здоровья человека, компрессор и конденсатор кондицио­нера были вынесены на улицу. То есть, по своей сути, это устройство было самой настоящей сплит-системой! Однако, начиная с 1931 года, когда был изобретен безопасный для чело­веческого организма хладагент - фреон, конструкторы сочли за благо собрать все узлы и агрегаты кондиционера в одном корпусе. Так появились первые оконные кондиционеры, далекие по­томки которых успешно работают и в наши дни. Более того, в США, Латинской

Америке, на Ближнем Востоке и в Индии «оконники» до сих пор являются наибо­лее популярным типом кондиционеров. Причины их успеха очевидны: они при­мерно вдвое дешевле аналогичных по мощности сплит-систем, а их монтаж не требует наличия специальных навыков и дорогостоящего инструмента.

В 1958 году Японская компания Daikin разработала первый те­пловой насос, тем самым, научив кон­диционеры работать на тепло. А еще через три года произошло событие, в значительной мере предопределив­шее дальнейшее развитие бытовых и полупромышленных систем кондицио­нирования воздуха. Это - начало мас­сового выпуска сплит-систем. Начиная с 1961 года, когда японская компания Toshiba впервые запустила в серийное производство кондиционер, разделен­ный на два блока, популярность этого типа климатического оборудования постоянно росла. Благодаря тому, что наиболее шумная часть кондиционера - компрессор - теперь вынесена на улицу, в помещениях, оборудованных сплит-системами намного тише, чем в комнатах, где работаю оконники. Интенсивность звука уменьшена на порядок! Второй огромный плюс - это возможность разместить внутренний блок сплит-системы в любом удобном месте.

Сегодня выпускается немало раз­личных типов внутренних устройств: настенные, подпотолочные, напольные и встраиваемые в подвесной потолок - кассетные и канальные. Это важно не только с точки зрения дизайна - раз­личные типы внутренних блоков позво­ляют создавать наиболее оптимальное распределение охлажденного воздуха в помещениях определенной формы и назначения.

Существенным нововведением ста­ло появление кондиционера инвертор­ного типа. В 1981 году компания Toshiba предложила первую сплит-систему, способную плавно регулировать свою мощность, а уже в 1998 году инверторы заняли 95% японского рынка.

Ну и, наконец, последний из наи­более популярных в мире типов кондиционеров - VRV - системы были предложены компанией Daikin в 1982 году. Центральные интеллектуальные системы типа VRV состоят из наружных и вну­тренних блоков, которые могут быть удалены друг от друга на 100 метров, причем 50 из них по вертикали. К тому же, установка VRV-систем достаточно проста и не занимает много времени. Монтаж можно вести даже после проведения отделочных работ, а при острой необходимости - не прерывая работу офиса. Воз­можен и поэтапный ввод мощ­ностей, с отдельных этажей или помещений. А вот традиционные центральные системы кондиционирова­ния надо закладывать в проект еще на стадии строительства.

Благодаря целому ряду уникальных достоинств VRV - системы составили серьезную конкуренцию традиционным центральным системам кондициониро­вания воздуха, а в ряде стран, напри­мер, в Японии практически полностью вытеснили их с рынка.

Конечно, на этом прогресс в раз­витии климатической техники не закончился, однако сейчас совер­шенствуются уже существующие типы оборудования. Появляются новые функциональные возможности, меня­ется дизайн, разрабатываются новые холодильные агенты. Однако это мате­риал для отдельной статьи.

По материалам всемирной сети Интернет.